26 февраля, в воскресенье за вечерним богомлужением в нашем храме был совершён Чин прощения.
Настоятель храма иеромонах Афанасий обратился со словом перед началом Святой Четыредесятницы.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 17-18).
Пост - это время радости, время, когда человек освобождается от всего наносного, всего того, что чуждо его природе, которая является образом и подобием Небесного Отца.
Вглядываясь внутрь себя в это время, которое Господь определил через послушание нашему церковному уставу, мы стремимся стать лучше, духовно и нравственно измениться, приобрести добродетель и отбросить от себя грех.
И главным, что открывает саму возможность для изменения человека, является прощение им других людей.
Очень часто в жизни самые близкие люди связаны не узами любви, а узами неприязни, сплетен, ссор, немолвок, злословия и многого другого.
И для входящих в Великий пост, желающих принять этот Божественный дар радости и любви, Церковь установила этот день - Прощёное воскресенье.
Святитель Феофан Затворник замечает: "Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, – и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом" (Мысли на каждый день года).
Будем использовать аскетические предписания Святой Четыредесятницы: воздержание, бдение, молитву, коленопреклонения, совершения дел любви и милосердия как средства, которые помогают нам приобрести дар крутости и смирения, истинного покаяния и других добродетелей христианских, которые как лучи от Солнца, развеявающие тьму. Здесь нас предупреждает святитель Василий Великий: "Воздержание же от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества" (Толкование книги пророка Исаии). И эти приобретённые нами добродетели будут светит в нас Светом Христовым, рассеивая тьму нашего сердца, освящая наш жизненный путь и ведя нас в вечность для жизни с Богом!