Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня вся Церковь Христова чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
По преданию, именно в этот день, с разницей только лишь в год, во время правления императора Нерона, они были казнены за свою веру во Христа, за исповедание христианской религии: Павел, как римский гражданин, был усечён мечём — ему отрубили голову, а Пётр был распят. Причём распятие его вниз головой — это была его личная просьба, поскольку он считал себя недостойным быть распятым также, как распяли Господа Иисуса Христа.
Вселенская Церковь память этих двух апостолов отмечает вместе, и тем самым свидетельствует, что они равно угодили Богу в деле своего служения, в деле проповеди христианства, хотя если внимательно вглядеться в жизнь этих двух апостолов, то можно увидеть насколько они были разными людьми. Неграмотный, простой рыбак Пётр и мудрейший Павел, который, действительно, был невероятно образованным человеком, Пётр был женат, а Павел был девственник; Пётр был одним из самых приближённых учеников Христа и был свидетелем важнейших событий Его жизни, а Павел никогда при Его земной жизни не видел Спасителя. При этом известно, что Павел был злейшим врагом христианства и лично принимал участие в казнях первых христиан. В Деяниях святых апостолов можно прочитать, что Павел, который до своего обращения был ещё Савлом, присутствовал при казни первомученика архидиакона Стефана, которого до смерти забили камнями, а Павел-Савл при этом стоял и сторожил одежды мучителей.
Но как удивительно о нас — человеках — устрояется порой Промысел Божий! Как удивительно Господь в очень личностный и порой непредсказуемый момент жизни каждого человека может коснуться его души, его сердца!
Все мы помним историю, связанную с обращением ко Христу Павла: на пути в Дамаск, куда он отправился как гонитель христиан, его вдруг остановил яркий, ослепительный свет. Этот свет был таким пронзительным, что Павел невольно опустился на землю. И вдруг он услышал голос: «Савл, что ты гонишь Меня?». Это явление было настолько поразительным и неожиданным для самого Савла, что он спросил: «Кто ты, Господи?»
«Я Иисус, Которого ты гонишь!» — ответил Господь и добавил: «Трудно идти тебе против рожна?»
Далее из этой истории мы помним, что Савл, потрясённый этим видением, ослеп, что 3 дня и 3 ночи ничего не ел и не пил; и далее мы помним, что по велению Божию, и уже с помощью людей, он пришёл в Дамаск, где его крестил один из благочестивых христиан по имени Анания. Причём мы знаем, что Анания возражал против этого, зная Савла как гонителя Церкви Христовой, но Господь в видении Анании указал на будущее великое предназначение Савла, сказав при этом: «Он есть Мой избранный сосуд». И далее, через возложение рук Анании на Савла, он прозрел и, как сказано в Священном Писании, исполнился Духа Святого.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что всё, что касается обращения Савла — было деянием нечеловеческим, но Сам Бог был совершителем этого.
И что же далее? Апостол Павел — бывший Савл, гонитель Церкви Христовой, стал таким ревностным проповедником Евангельской Истины, что на сегодняшний день, мы знаем, большая часть канонических книг Нового Завета принадлежит перу именно святого апостола Павла. Из 27 новозаветных книг, 14 принадлежит ему. Это послания апостола Павла различным церквам, отдельным личностям, отрывки из которых читаются на каждой Литургии в храме.
А что же апостол Пётр? В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Христос обратился с вопросом к своим ученикам: «За кого люди почитают Меня?» Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». «А вы за кого почитаете Меня?» — спросил Господь. И Пётр от лица всех апостолов ответил: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Это удивительно, но именно Пётр из всех апостолов наиболее порывистый и простой человек, рыбак, в этих нескольких словах исповедал краткое, но всеобъемлющее богословие — богословие Истины: «Ты еси Христос, — сказал он Господу, — Сын Бога Живаго!» Спаситель тут же похвалил его и сказал: «Блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».
Действительно, исповедание Петра не было ни плодом его собственных размышлений, ни результатом движения каких-то человеческих, пусть даже возвышенных чувств. Нет, это было откровение Божие, внушение свыше, это было несомненное действие Святого Духа.
«И Я говорю тебе, — продолжает Спаситель, — ты — Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её». В этих словах Господа речь идёт прежде всего о вере апостола Петра — о чистой немудрственной вере. Самого Петра, как человека, нельзя назвать камнем, ведь мы помним о его троекратном отречении, которое впоследствии мучало и смиряло его на протяжении всей его жизни... «Я не знаю этого человека», — трижды сказал Пётр на рассвете во дворе Первосвященника, когда Христа взяли под стражу... Хотя Господь впоследствии Своим троекратным вопрошанием: «Любиши ли Мя?» и омыл его от этого прегрешения, и простил, но Священное Предание говорит, что Пётр всякий раз, когда ночью пел петух, горько плакал, каялся и просил у Господа милости за этот грех до конца дней своих.
И вот эти два человека, два апостола — Пётр и Павел, память которых мы сегодня светло празднуем, столь тяжко согрешившие в своей жизни — один -как гонитель Церкви Христовой, другой — как предатель, отрекшийся от Господа, — они были восстановлены Самим Спасителем и возведены Им на апостольское служение.
И чему же поучают примеры их жизни? Они поучают нас прежде всего тому, что каждый из нас должен понимать: не сам человек выбирает веру, Церковь и Бога, но Бог избирает нас; не сам собственными силами становится на путь спасения, но силой Божией и действием Духа Святого. От нас требуются только чистое исповедание веры и покаянное чувство, какие были у апостола Петра, и смирение, которому поучиться можно у апостола Павла. О своём прошлом апостол Павел всегда вспоминал с великим сокрушением, считая себя недостойным апостольского звания. Он ни во что не вменял свои собственные заслуги, говоря: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь». И поэтому, имея личное желание спасения и стремление очиститься от духовной скверны (которая у каждого человека, несомненно, есть), будем уповать прежде всего на милость божию и промыслительное действие Духа Святого, который животворит в этом мире благодатию и человеколюбием.
Все мы перед причащением Святых Христовых Тайн за Литургией в храме молимся такими словами: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз...» Мы никогда не задумывались над этим, но это и сеть исповедание святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Т.е., в начале этой молитвы мы произносим исповедание Петра: «Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго», а затем слова апостола Павла, который называл себя первым грешником из всех людей.
Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение,
И мы, взирая на пример этих великих апостолов, этих великих подвижников духа будем стараться в нашем стремлении к покаянию и смирению, по мере сил подражать им.
Будем молиться и ревновать о нашем спасении, чтобы нам стать истинными христианами, чтобы благодатию Божией приступая к таинствам Святой Церкви (и прежде всего к таинствам Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн) ту самую молитву перед Святым Причащением мы могли бы произносить искренне, стремясь соединить в себе веру апостола Петра и смирение апостола Павла, т.е. истинно верить, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живаго, и одновременно считать себя первым из грешников. Помоги нам, Господи!
Аминь.