Неделя о мытаре и фарисее, 25 февраля 2024 года.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Фарисей постился два раза в неделю. Закон Моисея предписывал израильтянам один обязательный пост в год – в день Искупления, который проводился в покаянии, посте и надежде на прощение Богом грехов. Правоверные иудеи ожидали в этот день самого главного – прощения своих грехов. Добровольный пост, как это делал фарисей, мог сопровождать такие виды религиозного благочестия как раскаяние, молитву и скорбь. И молясь Богу в храме, фарисей перечислял свои заслуги перед Богом как бы говоря, что он заработал особое благоволение Божие от Него.
Мытарь «не смел даже поднять глаз на небо», что являлось нехарактерным для молитвы еврея, обыкновенно обращающего свой взор к Небесам. Мытарь же, преисполненный сознанием собственной греховности и недостойности перед лицом Господа, не смеет этого делать. Он просто исповедует свои грехи и просит Бога быть милосердным к нему.
Выйдя из храма оправданным более чем фарисей, мытарь пошёл в свой дом. Фарисей надеялся на то, что Бог оценит его заслуги и благочестие, не понимая что никакое благочестие само по себе не может расположить Бога к человеку, потому что Он, Бог, требует от человека полного совершенства, которого сам человек не может достигнуть. Мытарь доверился милости Божьей и получил её.
Во втором послании к Тимофею мы слышали наставление святого апостола Павла своему ученику: «Ты из детства знаешь священные писания которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». Мы видим, что наше совершенство достигается только тогда, когда недостающие у нас в смиренном сердце заполняет Христос, вера в Него и доверие Ему. От нас зависит как мы в обстоятельствах нашей жизни смиряемся, делаемся кроткими и через эти обстоятельства принимаем самого Христа.
Примеры стяжания кротости и смирения мы находим в житиях святых подвижников В «Луге духовном», древнем памятнике Церкви Христовой, читаем случай. «Авраамий, настоятель новой киновии Пресвятой Богородицы Марии рассказал нам об авве Феодосии, что у него не было зимнего плаща, и он купил ему. Однажды, прикрывшись им, старец заснул, а спал он при храме. Пришли разбойники, сняли с него плащ и ушли. И старец никому ничего не сказал об этом». Это означает, что он принял эту ситуацию, и сам Христос помог ему преодолеть горечь утраты и раздражение, которые несомненно в той или иной степени возникли в душе старца.
Так и мы, братья и сёстры, со смирением будем принимать все обстоятельства и события в нашей жизни, сознавая свою немощь и обращая ко Христу свою покаянную молитву, уйдём в дом Небесного Отца оправданными и наследуем вечное спасение!
Аминь.