Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы вступили в особое время в году: мы готовимся пройти путь Великого поста и прославить Воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Этот путь начинается для нас с напоминания о главном, что составляет основу нашей духовной жизни – об истинном покаянии.
Мы не раз слышали притчу Христа Спасителя о мытаре и фарисее. Нам известно духовное значение этой притчи: образ мытаря - образ истинного покаяния, которое открывает глубину и красоту духовной жизни, образ фарисея - образ мнимой праведности, которая желает оправдаться делами закона и рамками этого закона ограничивает действие благодати Божией в сердце человека.
Но в этой притчи очень важное заключение, которое делает Христос. Он говорит, что мытарь вышел из храма оправданным более, чем фарисей. Это означает, что и фарисей не был осуждён за свою законническую праведность.
Мы видим, что фарисей – святой ветхого завета, мытарь - пример новозаветного покаяния. Фарисей был знатоком закона, мытарь был презираем иудеями за свою деятельность по сбору пошлин, которая наверняка была исполнена беззаконного присвоения себе чужих материальных благ. Один жил буквой закона, другой – своими страстями и пороками.
И здесь мы видим, как Господь своей благодатью преображает сердце человека, как Тот, Который стоит у двери нашего сердца и стучит, и если кто услышит голос Его и отворит дверь, войдёт к нему, и будет вечерять с ним, и он с Господом (Откр. 3, 20), дарует силы и помощь в преодолении своего собственного безобразия, возвращает утраченный образ и подобие Божие в человеке.
Мытарь оказался тем, кто услышал этот голос, а фарисей слыша голос Божий через установления закона, не услышал Его...
Так Господь обращается и к нам через голос Священного Писания и Предания Церкви. И наша задача ответить на этот зов Божий своим деятельным исполнением заповедей о любви и милосердии.
Святой преподобный Силуан Афонский так говорит о покаянии: «Господь милостивый, и нам Дух Святой дает силу быть милостивыми. Братья, смиримся и покаянием стяжем себе милующее сердце, и тогда увидим славу Господню, которая познается душою и умом по благодати Святого Духа».
Будем, дорогие, стремиться к тому, чтобы не буква закона определяла состояние нашего сердца, а осознание необходимости изменить его по заповедям Христа Спасителя. Постараемся изменить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, отвергнуть грех, мешающий нам приблизится к Богу. И Господь, видя наше желание и стремление измениться, поможет нам в духовном преображении, чтоб нам умереть для греха и воскреснуть с Господом для жизни вечной.
Аминь.
09.02.2020 г. Иеромонах Афанасий (Иванов)