Что должно произойти в сердце человеческом, какая неведомая рука может прикоснуться к нему, чтобы человек смог радикально изменить свою жизнь, покончить с прошлым и стать иным? Когда мы видим людей, погрязших в грехах (к своим мы, как правило, более снисходительны), у нас это вызывает возмущение, брезгливость, презрение, отторжение. В голове застывает вопрос без ответа: как может измениться этот человек, что должно произойти в его жизни, как его Бог может вразумить? Мы не верим этому и в этого человека, но верит Бог!
Наша окаменелость и бесчувствие доказывает лишь наше личное неверие, которые мы проявляем в отношении Спасителя. Мы его не переживаем в своей жизни и не видим в других. Не верим или мало верим в свое спасение и прощение, которое получаем от Христа, и тем более не можем поверить, что Он смог простить и принять «того» человека, намного грешнее меня.
И вот мы сегодня слышали евангельскую историю о посещении Иисусом дома Закхея-мытаря. И не просто мытаря, а начальника над мытарями. На следующей недели мы уже услышим притчу о мытаре и фарисее, которая будет нас непосредственно готовить к Великому посту, но уже в это воскресенье, тоже, можно сказать, подготовительное к посту, Церковь нам предлагает задуматься над тем подлинным, что есть в глубине даже самого падшего человека, что несмотря на нашу гордыню и уныние, есть и в нас.
Эти сборщики налогов, будучи на службе у римских оккупантов, презирались всеми правоверными иудеями не только за это, но еще и за то, что приносили языческие клятвы и жертвоприношения перед гением императора. И вот перед нами богатый, ненавидимый толпой человек, слыша о том, идет Иисус, влезает на дерево-смоковницу и оттуда наблюдает за проходящим мимо Спасителем. На что он надеется? Чего он ждет? В каком он жалком и смешном положении: взрослый, богатый мужчина залез на дерево,- посмешище для всех! И тут встречаются взгляды Христа и Закхея! Что увидел Христос в мутных глубинах души Закхея, смог разглядеть божественным взором, что недоступно для человеческого разумения? «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19,5). И несмотря на ропот и недоумения толпы и несказанную радость мытаря, Христос приходит к последнему домой. Закхей уже стал другим, его сердца коснулась благодать Божия и его жизнь становится служением Провидению: половину имения отдает нищим, искупает неправды своей греховной жизни( впоследствии проповедут Евангелие вместе с ап.Петром и заканчивает свою жизнь пролитием крови за Христа). И слышит от Спасителя о спасении погибшего, т.е. его самого. Здесь нам открывается правда о смысле пришествия в мир и к каждому из нас Сына Человеческого: « ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19,10). И здесь мы являемся свидетелями этого чудесного спасения, когда из холодных глубин греха жаром Своих рук достает нашу одинокую душу и, испачканную грязью порока, бережно очищает ее. Только Один верит в ее еще скрытый, но все-таки имеющийся свет.
Эта трогательная история о наивном и смешном человеке для людей, но увиденным сквозь толпу Иисусом, заставляет нас задуматься о человеческой искренности. Как говорит св. Иоанн Лествичник, « лицемер- это человек, который Бога не боится, а перед людьми дрожит и пресмыкается». И вот это настоящее человеческое Христос увидел у Закхея сквозь стены лицемерия и человекоугодия, которые окружали его. И именно это Он распознает в нас, если даже весь мир будет смеяться, не понимать и презирать. Только когда наш взор будет устремлен к Нему во всей своей непосредственности и наивности, мы обязательно будем замечены, и наш дом посетит радость , мир и Любовь.