Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
В нынешний воскресный день церковный устав предлагает нам для назидания повествование о том, как Господь наш Иисус Христос воскресил умершего сына наинской вдовы.
Прежде всего это повествование о милосердии Небесного Отца. О том, что Господь участвует в нашей жизни и заботится о каждом человеке.
Можно погружаться в глубины богословия и различных духовных толкований этого повествования. Но мы обратимся к словам святителя Феофана Затворника.
"Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою", - увещевает нас святитель Феофан.
Здесь очень важный акцент делает муж учёный, муж аскет-богослов на том, в жизни человека важны его обычные житийские будни, простые каждодневные дела: работа, дом, воспитание детей, помощь домашним, родным и близким. Это не только не чуждо христианину, а обязательно для него.
Воскресив сына вдовы, Господь обеспечил ей спокойную, уверенную в завтрашнем дне старость. Потому что, без сына эта женщина была обречена на нищенское существование, лишённое обычных житейских, человеческих радостей. Её единственный сын - её опора, её надежда, её жизнь!...
И Господь по Своему милосердию и человеколюбию прекрасно понимает это и воскрешает её надежду, даёт ей вместе с сыном жизнь. Так же как Он на браке в Кане Галилейской не желает, чтобы радость брачного пира была омрачена нехваткой вина, для продолжения радости общения простых людей претворяет воду в вино, чтобы не было расстройств, ускорений молодоженам, позора всей семьи...
Часто бывает такое, что человек полностью погружается в "духовность", забывая о житейских делах. И думает, что это особенно угодно Богу. Нет! Богу угодно состояние полного доверия человека Небесному Отцу в каждый момент его жизни: в молитве и участии в богослужении в храме, на работе, на прогулке с детьми, за встречей с родными, близкими и друзьями и т.д. Во всех житейских ситуациях. Потому что без них жизнь не будет жизнью! А Творец устроил наше бытие так, чтобы мы жили полной жизнью, радуясь ей и благодаря за это Бога!
А люди, познавшие азы веры, что-то сведущие в богослужении и жизни Церкви, часто превозносятся над теми, кто ещё младенец во Христе: не до конца знает правила поведения в храме, одевается не совсем традиционно для посещения Божьего дома... А мы порой со злобой осуждаем этих людей, делаем им грубые замечания, вместо того, чтобы принять человека с любовью, объяснить ему как нужно. И это сказанное с понимаем и любовью слово, участливое отношение к человеку выше всякой проповеди: это реальное проявление любви. И человек, который обременён жизненными заботами, видя такое отношение, заповеданное нам Господом Иисусом Христом, поймёт и примет те замечания, которые мы ему сделаем. А самое главное - он познает, что Бог принимает его со всеми его недостатками, со всеми житейскими заботами и желает ему только блага! "Такою тихостию он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях", - наставляет нас Вышенский Затворник.
Будем помнить об этом, дорогие братья и сёстры, стараясь наполнять нашу жизнь во всех её проявлениях присутствием Живого Бога, совершая свой жизненный путь со стразом Божиим, верою и любовью. Постараемся избегать перекосов в духовной жизни, а будем стремиться идти средним, царским, путём в Небесное Отечество, не забывая о земной жизни и не пренебрегая её обстоятельствами. Поскольку в этих обстоятельствам с ними проживает жизни наш Небесный Отец, помогая, укрепляя и спасая нас! Будем иметь доверие к Богу и уповать на Его помощь, милосердие и любовь, чтобы нам в земной жизни стать детьми и дочерьми Небесного Отца и наслаждаться общением с Ним в вечности.
Аминь.