Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сёстры!
Мы с Вами по милости Божией молитвенно вспоминаем событие Преображения на горе Фавор Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это событие произошло перед тем, как Спаситель мира отправился на страдания в святой град Иерусалим.
В годовом богослужебном круге праздник Преображения Господня отмечается за 40 дней до праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И это не случайно. Крест Христов всегда связан с Его славным Воскресением: без Распятия Господа не было бы Его Воскресения.
Господь Иисус Христос явил свою славу перед страданиями, смертью и Воскресением. Он взял с собою на гору Фавор 3 верных учеников, имеющих горячую веру (святой апостол Пётр), искреннюю и подлинную любовь к Богу (святой апостол Иоанн) и высокую нравственную жизнь (святой апостол Иаков). Ученикам было открыто свыше, самим Богом, что собеседниками Христа о его исходе из земной жизни были святые пророк Илия («пророков основание») и пророк Моисей (ветхозаветный законодатель).
Такое явление Божественной славы было лишь дважды в истории человечества: первое при получении Моисеем заповедей, когда Слава Божия коснулась святого пророка Моисея, и его лицо светилось от это так, что на него невозможно было смотреть, его закрывали платком. Второе явление славы Божией — Преображение Христа.
Каждый из нас, дорогие братья и сёстры, может стать причастником этой Божественной славы. Господь дал нам самое главное, самое ценное в жизни: быть членами Церкви Христовой, быть участниками Своей Божественной Трапезы и получить в наследие Царство Небесное. Но приобщение к Божественной благодати зависит от нас, от нашего сердца: способно ли оно отказаться от греха, очиститься от порока и вместить Самого Бога? Именно поэтому, для очищения нашего сердца, мы несём на своём жизненном пути каждый свой крест, помня, чтоб без креста, без преодоления искушений, без терпения болезней, скорбей и других треволнений моря житейского не может быть нашего преображения!
Учитель покаяния святитель Игнатий (Брянчанинов) так наставляет нас: «Очистить сердце труднее, нежели очистить ум: ум, убедясь в справедливости новой мысли, легко отбрасывает старую, легко усвояет себе новую; но заменить навык навыком, свойство свойством, чувствование другим чувствованием, чувствованием противуположным, это — труд, это усильная продолжительная работа, это — борьба неимоверная. Лютость этой борьбы Отцы выражают так: „дай кровь и прими дух“. Значит: надо умертвить все греховныя пожелания плоти и крови, все движения ума и сердца, зависящия от плоти и крови. Надо ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа».
Когда мы сможем достигнуть этого состояния, тогда и мы станем носителями Божественного Света, который Господь явил нам на Фаворе.
Возможно ли это простым людям? Ответ положительный. Вспомним нашего современника, святого преподобного Серафима Саровского. Беседуя со своим сотаинником Николаем Мотовиловым, святой изменился. Его собеседник вспоминал, что лицо преподобного просияло так, будто стало Солнцем, в котором были видны черты любимого батюшки. Это и есть плод трудов и подвигов, молитвы и покаяния Аввы Серафима — его причастность к фаворскому Свету.
Дай Бог нам, дорогие братья и сёстры, идти тернистым, узким и трудным путём исполнения заповедей Христовых, чтобы стать причастниками Божественной благодати. А для христианина это крестоношение всегда мысленно представляет образ Самого Христа, который утешает нас: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 27–30).
Будем деятельными учениками Христа Спасителя, воплощая в жизни Его заповеди, перенося тяготы жизненных обстоятельств, совершенствуясь в добродетелях Христовых. Тогда Господь дарует нам стать причастниками Божественного Света здесь на земле, радость которого раскроется для нас в полноте в вечности в Царстве Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Иеромонах Афанасий (Иванов).