Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшний воскресный день вся Русская Православная Церковь торжественно чествует и празднует память святого равноапостольного великого князя Владимира, в день преставления которого было установлено празднование Крещения Руси.
Дорогие братья и сёстры, мы с вами живём сейчас в очень непростое время, когда можно слышать всякие противоречивые высказывания и о самом князе Владимире, и о событии Крещения Руси.
Некоторые «умы» дошли до того, что говорят о Крещении святым князем Владимиром не Руси, а Украины..., а иные высказывают идею о насильственном крещении древнерусского народа, дескать люди неосознанно крестились тогда...
И если первая мысль (о крещении Украины) даже не требует никаких объяснений — это абсолютно провокационная попытка «неких» сил изменить сознание людей, живущих в современной Украине, но вторая мысль (о насильственном крещении русского народа) требует некоторого комментария и погружения в историю.
Вспомним, как обратился к вере сам князь Владимир. До своего крещения это был человек, который ради власти, ради великокняжеского престола совершил несколько убийств, в том числе и родных братьев... Известен он был также и своим распутством. При этом, конечно, он чувствовал угрызения совести и, будучи ещё язычником, желал умилостивить языческих богов, принося им жертвы и поклоняясь идолам. Он надеялся, что языческие боги его простят и совесть перестанет его мучить... Однако это мнимое языческое благочестие никаких плодов в его душе не принесло, он не чувствовал никакого успокоения и мира... И именно тогда он обратился к размышлению о принятии веры в Единого Бога. К тому времени идея о Едином Боге уже начала распространяться среди языческих народов.
Кроме того, вспомним, что бабушка князя Владимира, княгиня Ольга, была крещена в православную христианскую веру, и на территории русских земель уже были построены несколько православных храмов.
Далее вспомним историю о гонцах в разные страны, где исповедовались магометанство, иудаизм..., в страны Западной Европы — к будущим католикам..., и только лишь гонцы, побывавшие в Византии, в Константинополе, в храме Святой Софии сказали: «Мы не знаем, где мы находились, на небе или на земле!»
Князь Владимир всё более склонялся к Православию. Но даже уже после своего принятия решения креститься в православную христианскую веру, он медлил, и за это, мы знаем, был наказан Богом слепотой... Только лишь опустившись в купель крещения, он прозрел очами и телесными, и духовными. Это чудо окончательно уверило его в истинности Православной религии.
Итак, мы видим, что князь Владимир принял Православие отнюдь не случайно.
Но иные могут сказать, что народ-то всё равно был крещён насильно. Однако, для трезвого понимания произошедшего нужно осознать, что в Древней Руси отношения между государем и людьми походили тогда не на отношения начальника к подчинённым, а, скорее, на отношение отца к детям. И простые русские люди с абсолютным доверием как к родному отцу, относились к своему вождю, к великому князю Владимиру. Это первое.
И второе, что нужно сказать: если бы люди крестились тогда насильственно, неосознанно, то не было бы с течением веков в нашей Церкви на Руси столько святителей, преподобных, блаженных, не было бы столько мучеников, которых во времена страшнейших гонений на христиан в нашей стране по подсчётам исследователей оказалось даже больше, чем в эпоху раннего христианства, когда на аренах древнеримских амфитеатров христиан сжигали заживо, отдавали на растерзание диким зверям, распинали на крестах...
И помимо всего прочего, конечно, нужно сказать ещё о глубоком покаянном чувстве, которое было у нашего русского народа, как и самого Крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира.
Ведь неслучайно Церковь называет его равноапостольным. Подобно апостолам, князь Владимир, крестившись, проповедовал впоследствии христианство всему своему народу. И проповедовал не только словом, но и жизнью своей, изменившись и покаявшись.
И именно на этом покаянном чувстве, которое, как великая драгоценность, есть в сердцах наших русских людей, созидается вера наша — вера в Истину, вера в Любовь, вера в Единого Бога, в Троице прославляемого, Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.
28.07.2019 г.
священник Александр Подпалов