Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
«В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную» (кондак Успению Пресвятой Богородицы, глас 2).
Сегодня, дорогие братья и сёстры, наша мысль переносится в святой город Иерусалим, где произошло Успение Пресвятой Богородицы.
Нашему духовному взору предстаёт апостольский лик, множество учеников Господа нашего Иисуса Христа, которые собрались у одра Божией Матери, чтобы отдать последнее целование Той, Которая является Матерью Жизни, Той, Которая является Приснодевой до рождества, в рождестве и после рождества Сына Божия, Той, Которая является Матерью всех христиан всех поколений вплоть до сегодняшнего дня!
И эта память о славном Успении Богородицы вселяет в нас надежду на то, что и мы не останемся не обласканы Её материнской любовью. Мы верим, что после Своего Успения Божия Матерь стала ближе, роднее и доступнее всем христианам, потому что каждый может обратиться к ней с молитвой, и эта молитва не будет не услышана. Она будет обращена Царицей Небесной к Престолу Господа Славы, где прибывает Её возлюбленный Сын.
В этот день нам, дорогие, стоит вспомнить о главных добродетелях, которыми обладала Божия Матерь.
Самая главная Её добродетель — девство. Каждый человек вступает в этот мир с известными задатками, которые, можно сказать, наперед предопределяют и его жизнь, и его смерть. Смерть человека — результат этих его природных черт. И если над гробом Богоматери спросить, какая же главная черта была у этой высочайшей личности, то пришлось бы ответить, по мнению св. Димитрия Ростовского, что это было девство. «От юности Своей Она взошла к Богу Духу Святому девственною чистотою, соделавшись живою Церковью и одушевленным храмом Его. По мысли св. Амвросия, «Она была девою не только телом, но и духом Своим». «Дева была телом, соблюдши цвет чистоты Своей нетленным; Дева была и духом, никогда не помыслив о браке». Священникам, хотевшим выдать ее замуж по достижении совершеннолетия, «Она отвечала: „Я отдана родителями от пелен одному Богу, а потому и обещала соблюсти Свое девство вовеки; для Меня невозможно быть сопряженной со смертным человеком, и ничто не может принудить Меня к браку, Деву бессмертного Бога“».
Другой чертой Богоматери было смирение: даже «ученики Христовы имели нужду в обращении к смиренному отрочеству (Мф. 18:3), потому, что стали возноситься в уме своем: одни просят сесть одесную и ошую Христа в царстве Его, другие — помышляют, кто из них больший, — ищут начальства. Но Пречистая Дева не нуждалась в таком обращении. Она была постоянно смиренная от младенчества Своего».
Третьей чертой Пресвятой Девы по мнению св. Димитрия Ростовского, была любовь к Богу. «Как Пречистая дева возлюбила Бога, этого не может никакой язык поведать, но какой ум постигнуть. Любовь есть тайна — одна из неведомых сердечных тайн, известная только Самому Богу, испытующему сердца и утробы... По-человечески могли бы сказать, что Пречистая Дева так возлюбила Бога, как и из нас любит кто-нибудь родителей своих, или единоплотного в супружестве друга своего, или единственного сына своего; но у людей сердечная любовь разделяется на части: особо кто любит родителя, особо друга, особо сына. А в Пречистой Деве Любовь не могла разделиться на части. Тот, Кого Она любила, был Ей и Отцом и единочадным Сыном и нетленным Женихом. Вся Ее всецелая любовь была в Едином Боге».
Девство, смирение и любовь к Богу — эти добродетели приготовили Приснодеву Марию к Её великой миссии: стать Матерью Воплотившегося на земле Бога.
Будем, дорогие, следовать примеру Богородицы, совершенствуясь в этих прекрасных добродетелях целомудрия, смирения и любви к своему Небесному Отцу. Идя этим путём в Царство Небесное, и мы с вами по милости Божией, не увидим страха смертного, а испытаем и на себе блаженное успение до того времени, когда услышим глас Сына Божия: "
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25, 34).
Аминь.
Иеромонах Афанасий (Иванов)