Грех разделяет человека от Бога, он делает нас одинокими, сосредоточенными на самих себе. Грех убивает нас. Но чтобы это понять, необходимо прежде всего увидеть это плачевное состояние в самом себе, ужаснуться тому безобразию, той бездне падения, куда мы продолжаем все глубже и глубже скатываться.
Этот болезненный процесс самосознания, самоуглубления не вызывает у большинства людей желания последовать ему. Нам нравится оставаться на мнимом островке безопасности, уверенности в себе, в завтрашнем дне. Зачем ворошить прошлое, зачем копаться в тайниках свое души, когда ты, всеми уважаемый человек, пытаешься жить нравственно; а те недоразумения, когда тебя осуждают, обличают, когда ты делаешь не совсем правильные вещи, так мелки и неважны, что о них не стоит и помнить. Неведение грехов- вот что убивает всех нас, вот что смягчает тот трагизм нашего отчаянного положения в духовной жизни. И именно на это духовное явление и делает акцент Церковь, предлагая нам развенчать миф о самом себе, найти в себе смелость и дерзновение заглянуть в этот мрак духовной смерти, избавиться от мерзкого духа гордыни, который «изгоняется только постом и молитвой»(Мф.17,21).
Как ни странно, к парадоксам духовной жизни относится такое состояние человека, когда мера его беззакония становится настолько очевидной, что он начинает видеть то, что раньше было сокрыто, переживать о том, о чем раньше предпочиталось умолчать, не обратить внимания. Эта глубина греха, пусть на мгновение, отрезвляет его: « что же я наделал!», «да сколько это может продолжаться?!», «так дальше жить нельзя!». Праведная ненависть к своим поступкам, отвращение к сделанному заставляют его искать выход. Он пытается усилиями своей воли самосовершенствоваться, стать лучше, побороть свои дурные привычки. И…терпит поражение. Он еще не понимает с какой силой он имеет дело, что подвигает к греху, что из глубины греха он не может выбраться сам. Терпя поражения в духовной жизни, сокрушая гордыню, самомнение и честолюбие, христианин из глубины греха взывает к своему Спасителю. Христос приходит и побеждает дьявола, живущий в нас грех.
Настолько поразительны эти фрагменты из жизни христиан, настолько невероятны развороты судьбы человеческой, что смотря на это, слушая или читая об этом, сердце каждого из нас исполняется умиления и дает нам надежду на наше спасение и божественную помощь. Именно поэтому, когда мы вспоминаем жизнь прп.Марии Египетской, нас поражает, как из бездны откровенных грехов разврата, блуда и сластолюбия Господь взывает к ней и ломает порочный круг греха. Как она откликается на этот зов Божий, уязвленная Любовью, распятой на Кресте, и под покровом Божией Матери решается разорвать свою прошлую жизнь раз и на всегда. Как та, которая жила в роскоши и неге, теперь предается неимоверным подвигам самоумерщвления, которые поражают своей суровостью местных монахов-аскетов. Именно поэтому так любят христиане это житие, тем более во время собственного усиленного духовного подвига, как свидетельство помощи Божией, которая совершается в немощи человеческой. Это укрепление на исходе поста нам в том, что Христос от нас ждет только искреннего обращения, желания соединиться с Ним, устремлять все свои взоры на небо. А все остальное сделает Он сам. А что Он сделал для нас, мы скоро будем в ужасе, трепете и благоговении лицезреть на Страстной седмице.
5 апреля 2020 года.
Священник Дмитрий Сериков