История

Фильм о храме:

Храм построен усердием Федора Ивановича Шереметева (ок. 1576-1650гг.) — знаменитого боярина Царя Михаила Федоровича Романова в 1645 году.
Федор Иванович был участником и свидетелем всех важнейших исторических событий, происходивших в Московском государстве в конце XVI — 1-ой половине XVII века. Дипломат, воевода, государственный муж, тем не менее, всю свою жизнь, начиная с раннего детства, он переживал семейные и личные трагедии.
Через год после рождения Федора, в бою трагически погибает его отец Иван Васильевич Меньшой Шереметев. Федор Иванович трижды был женат и все три надежды на продолжение рода наталкивались на непреодолимое слово «смерть»: умерли первые две его супруги — Ефросиния (отчество неизвестно) и Ирина Борисовна (урожд. Кн. Черкасская), а также скончались во младенчестве три сына (1613-1616гг.). Третья женитьба на Марии Петровне подарила новую надежду — сына Алексея, но и он, будучи уже в чине стольника, скончался в 1632 году.
Нам известно, что Федор Иванович дал обет Богу о строительстве храма в честь Воскресения Христова. Когда он дал обет мы не знаем, но, несомненно только то, что этот обет родился в истинно христианской душе, исповедующей веру делами своими, и верующей, что Воскресение Христово есть победа Жизни над смертью.
Строительство нашего храма благословил Патриарх Московский и всея Руси Иосиф (+1652). Двухэтажный храм был довольно быстро построен и уже осенью освящен. Князь Иван Долгоруков, описывая в октябре 1645 года село Вешняково, говорит, что «в нем церковь каменная Воскресения Христова». Верхний основной храм был освящен в честь Воскресения Христова, нижний храм — в честь Успения Пресвятой Богородицы с приставным престолом в честь Святителя Николая Чудотворца. Высокая стройная колокольня имела в верхней части часовой механизм, который управлял тремя циферблатами и колокольным звоном. Внутреннее убранство отличалось сдержанностью и строгостью. Стены кирпичные не расписанные, иконостасы тябловые.
Федор Иванович, уже почти ослепший к 1649 году, постригается в Кирилло-Белозерском монастыре в иноческий чин с именем Феодосий и через полгода, в 1650 году, отходит ко Господу. В середие XVII века муж младшей дочери Федора Шереметева князь Никита Иванович Одоевский, получив в наследство часть шереметевского имущества, стал спешно обстраивать некоторые села, готовясь сделать их вотчинами, родовыми гнездами для своих четырех сыновей — наследников и продолжателей рода.
Масштабное строительство было развернуто и в селе Вешнякове — для семьи младшего князя Якова. Здесь были возведены обширный княжеский дом, конюшни и другие бытовые, хозяйственные постройки. Небольшое переустройство произошло и в вешняковском храме. Ведь он теперь был не просто приходским храмом, а домовым храмом княжеской семьи. Верхняя галерея была заложена кирпичной стеной. Слева был устроен придел в честь святого апостола Иакова Зеведеева, брата апостола и евангелиста Иоанна Богослова, небесного покровителя владельца усадьбы князя Якова Никитича Одоевского. Справа в галерее был устроен придел в честь святителя Николая Чудотворца, который был перенесен из алтаря нижнего Успенского храма. Рядом с храмом располагались дом настоятеля, дворы садовника, четырех псарей и трех сокольников, а также дворы местных крестьян. Это и были первые прихожане храма.
В 1677 году, село Вешняково переходит младшей сестре Якова Никитича — княжне Марфе Никитичне в приданое, когда она была выдана замуж за князя Михаила Яковлевича Черкасского (ум. 1712). Её сын, князь Алексей Михайлович Черкасский (1680-1742гг.), был государственным канцлером при императрице Анне Иоанновне (1693-1740гг.). Когда все важные государственные события происходили в Москве, он задумал перестроить вешняковский храм, на что было получено разрешение Святейшего синода. Архитектурный стиль северной столицы стал оказывать влияние и на московское зодчество.
В 1732-1734 годах колокольня претерпевает перестройку. Благодаря массивному укреплению появилась возможность в несколько раз увеличить общий вес колоколов. Мы не знаем, какие они были, но сохранившиеся дубовые балки и старинные кованые хомуты способны были нести колокола весом в несколько тонн. Затем императрица Анна Иоанновна и ее двор переезжает в Санкт-Петербург, и весь интерес князя-канцлера к перестройке вешняковского храма угасает. Он так и остается старым храмом с «новой» колокольней. Тогда же, в 1732-1734 годах, весь храм был оштукатурен и покрашен в бордовый цвет. На недавно открытом участке, где сохранились древние красочные слои, обнаружено девять слоев охры и последние три слоя масляной краски. Так что можно представить, каким образом менялся внешний вид храма на протяжении трех с половиной столетий: от кирпичного, бордового, красного до изумрудно-зеленого, темно- и светло-желтого и, наконец, серо-голубого и белого к концу XIX века.
В 1732-1734 годах колокольня претерпевает перестройку. Благодаря массивному укреплению появилась возможность в несколько раз увеличить общий вес колоколов. Мы не знаем, какие они были, но сохранившиеся дубовые балки и старинные кованые хомуты способны были нести колокола весом в несколько тонн. Затем императрица Анна Иоанновна и ее двор переезжает в Санкт-Петербург, и весь интерес князя-канцлера к перестройке вешняковского храма угасает. Он так и остается старым храмом с «новой» колокольней. Тогда же, в 1732-1734 годах, весь храм был оштукатурен и покрашен в бордовый цвет. На недавно открытом участке, где сохранились древние красочные слои, обнаружено девять слоев охры и последние три слоя масляной краски. Так что можно представить, каким образом менялся внешний вид храма на протяжении трех с половиной столетий: от кирпичного, бордового, красного до изумрудно-зеленого, темно- и светло-желтого и, наконец, серо-голубого и белого к концу XIX века.
В 1743 году единственная дочь и наследница князя Алексея Михайловича Черкасского княжна Варвара Алексеевна выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, и село Вешняково возвращается в шереметевские владения. Граф Петр Борисович в 40-50-х годах XVIII века затеял постройку летней усадьбы в Кусково. Один из главных проспектов начинался в усадьбе и заканчивался округлой площадью, в центре которой располагался вешняковский Воскресенский храм. Его колокольню в 1759 году граф увенчал высоким шпилем. В 1761 году оканчивается полный ремонт храма. Он значительно поновляется снаружи и внутри. На все храмовые престолы полагаются новые шелковые антиминсы, которые освятил высокопреосвященный Тимофей (Щербацкий), митрополит Московский и Севский. Во времена графа Дмитрия Николаевича Шереметьева (1803-1871гг) был возобновлен центральный иконостас верхнего храма. В 1848 году храм полностью расписан и заново освящен.
Во 2-ой половине XIX века храм привлекает внимание известных архитекторов своего времени. Было составлено несколько проектов перепланировки нижнего храма, в частности нижних галерей. В подвале левой галереи был оборудован калорифер (система отопления). В зимнее время по внутристенным каналам теплый воздух поступал в различные помещения нижнего храма. В 1867 году с разрешения Преосвященного Леонида, епископа Дмитровского нижний храм значительно расширяется после включения в общий храмовый объем южной паперти. В это же время происходит обновление всей храмовой настенной живописи. В 1872 году в храм назначается настоятель священник Константин Петрович Зверев (1846-1918 гг.). В 1880 году верхний храм был полностью отреставрирован и заново освящен Преосвященным Амвросием (Ключаревым), епископом Дмитровским.
В 1888 году был отреставрирован нижний храм, в котором был установлен новый иконостас из белого итальянского мрамора с золочеными металлическими узорчатыми Царскими вратами. Храм был освящен Преосвященным Михаилом (Крыловым), епископом Дмитровским. В 1903 году в нижней левой галереи храма был сооружен и освящен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Во времена лихолетья, 22 мая 1922 года, из нашего храма были изъяты чаши, сосуды, дарохранительница, кресты, ризы, большое Евангелие с дорогим окладом. 7 октября 1923 года настоятель храма протоиерей Иоанн Василевский был рукоположен св. Патриархом Тихоном во епископа Бронницкого, викария Московской епархии.
Владыка Иоанн продолжал жить и служить в Вешняках. После тяжелой продолжительной болезни он скончался 4 марта 1931 года. Отпевали владыку Иоанна в нашем храме. Возглавил заупокойное богослужение митрополит Сергий (Старогородский). Высокопреосвященному Владыке Сергию наш вешняковский храм пришелся по душе, и вскоре в нем были рукоположены три новых епископа.
17 мая 1931 года совершена хиротония архимандрита Павла Чистякова во епископа Новогоржского; 14 июня — архимандрита Иннокентия Клодетского во епископа Белгородского, викария Курской епархии; 21 июня — митрофорного протоиерея Николая Петровича Никольского, в монашестве Никифора, во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Он был закрыт решением исполкома Московского обл. совета от 13 сентября 1940 года. (Решение № 1104/3 ЦГАМО фонд 21, Оп. 1, Дело 2037, Лист 193.) Примечательно, что в советских документах наш храм именуется уже не храмом Воскресения Христова, а храмом Воскресения словущего (праздник построения в IV веке и освящения христианского Воскресенского храма в Иерусалиме). Кем, как и когда произведена эта подмена, пока неизвестно.
Во время Великой Отечественной войны в храме устроили военный склад, мастерскую по ремонту танковых двигателей, затем столовую, конюшню. Иконы были собраны на колокольне, которая, конечно, не была предназначена для их хранения, и некоторые иконы погибли от сырости и перепада температуры. Часть церковной утвари сохранили сами прихожане, жители деревень Выхина и Вязовки, которые после открытия храма постарались все вернуть. А сам Храм был возвращен верующим после окончания войны и первая служба состоялась в нижнем Успенском храме 25 января 1947 года в день празднования памяти Святой мученицы Татианы.
С тех пор эта святая особо почиталась в нашем храме, а при настоятеле Преосвященном епископе Никоне (Миронове) в её честь был сооружен и освящен приставной престол в алтаре нижнего храма. В 1948 году в верхнем храме Воскресения Словущего восстановлен правый придел святителя Николая. А левый освящен в честь пророка Илии. Но почитание памяти св. ап. Иакова в нашем храме сохранено. В честь него в 2005 году был сооружен и освящен приставной престол в алтаре верхнего храма. Восстановление храма после его возвращения Церкви возглавил настоятель отец Николай Фрязинов (с 1946 по 1962 гг.). С 1962 года по 1970 гг. настоятелем храма был отец Павел Христофорович Максимов, а старостами были братья Александр и Андрей Максимовы. Сколько стараний и труда, любви и веры проявили эти люди для возрождения святыни. Их усердие было отмечено Патриаршими наградами.
Восстановительные художественно-реставрационные работы проводили специалисты центральных реставрационных мастерских им. И.Грабаря под руководством замечательного художника Павла Дмитриевича Корина (1892-1967гг.). Ими были написаны иконы и изготовлены утраченные детали храмовых иконостасов. В верхнем храме отреставрированы местные образы Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери кисти знаменитого царского изографа XVII века Тихона Филатьева, большая Иерусалимская икона Божией Матери и многие другие. Так же был уложен храмовый мозаичный пол. Он выполнен в художественном стиле орнамента XVII века.
В 1970—х годах в храме трудился известный художник Анатолий Тимофеевич Силин. Им был полностью поновлен центральный алтарь верхнего храма. Так же им были написаны иконы для временного иконостаса придела прп. Сергия Радонежского. В 2003 году при настоятеле храма Преосвященном Никоне (Миронове) начинается ремонт храма. Укрепляется фундамент, крыша покрывается медью, проводится полное поновление храмовой живописи. Также был отлит новый набор храмовых колоколов. 17 июля 2013 года настоятелем назначен Высокопреосвященнейший Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский. В 2014 году был изготовлен венец из драгоценных металлов, камней и жемчуга к чтимой Иверской иконе Божией Матери. Летом того же года были очищены росписи центрального верхнего храма, установлена подсветка и звуковое оснащение верхнего и нижнего храма. И сегодня история нашего храма продолжается...