История

Фильм о храме:

Храм построен усердием Фёдора Ивановича Шереметева (ок. 1576–1650 гг.) — знаменитого боярина Царя Михаила Фёдоровича Романова в 1645 году. Фёдор Иванович был участником и свидетелем всех важнейших исторических событий, происходивших в Московском государстве в конце XVI — 1-й половине XVII века. Дипломат, воевода, государственный муж, тем не менее, всю свою жизнь, начиная с раннего детства, он переживал семейные и личные трагедии.
Через год после рождения Фёдора, в бою трагически погибает его отец Иван Васильевич Меньшой Шереметев. Фёдор Иванович трижды был женат, и все три раза надежды на продолжение рода наталкивались на непреодолимое слово «смерть»: умерли первые две его супруги — Ефросиния (отчество неизвестно) и Ирина Борисовна (урожд. кн. Черкасская), а также скончались во младенчестве три сына (1613–1616 гг.). Третья женитьба на Марии Петровне подарила новую надежду — сына Алексея, но и он, будучи уже в чине стольника, скончался в 1632 году.
Нам известно, что Фёдор Иванович дал обет Богу о строительстве храма в честь Воскресения Христова. Когда он дал обет, мы не знаем, но нет сомнений, что этот обет родился в истинно христианской душе, исповедующей веру делами своими, и верующей, что Воскресение Христово есть победа Жизни над смертью.
Строительство нашего храма благословил патриарх Московский и всея Руси Иосиф (+1652). Двухэтажный храм был довольно быстро построен и уже осенью освящен. Князь Иван Долгоруков, описывая в октябре 1645 года село Вешняково, говорит, что «в нем церковь каменная Воскресения Христова». Верхний основной храм был освящён в честь Воскресения Христова, нижний храм — в честь Успения Пресвятой Богородицы с приставным престолом в честь святителя Николая Чудотворца. Высокая стройная колокольня имела в верхней части часовой механизм, который управлял тремя циферблатами и колокольным звоном. Внутреннее убранство отличалось сдержанностью и строгостью. Стены кирпичные не расписанные, иконостасы тябловые.
Фёдор Иванович, уже почти ослепший к 1649 году, постригается в Кирилло-Белозерском монастыре в иноческий чин с именем Феодосий и через полгода, в 1650 году, отходит ко Господу. В середине XVII века муж младшей дочери Фёдора Шереметева князь Никита Иванович Одоевский, получив в наследство часть шереметевского имущества, стал спешно обустраивать некоторые села, готовясь сделать их вотчинами, родовыми гнёздами для своих четырёх сыновей — наследников и продолжателей рода.
Масштабное строительство было развернуто и в селе Вешнякове — для семьи младшего князя Якова. Здесь были возведены обширный княжеский дом, конюшни и другие хозяйственно-бытовые постройки. Небольшое переустройство произошло и в вешняковском храме. Ведь он теперь был не просто приходским храмом, а домовым храмом княжеской семьи. Верхняя галерея была заложена кирпичной стеной. Слева устроен придел в честь святого апостола Иакова Зеведеева, брата апостола и евангелиста Иоанна Богослова, небесного покровителя владельца усадьбы князя Якова Никитича Одоевского. Справа в галерее устроен придел в честь святителя Николая Чудотворца, который был перенесен из алтаря нижнего Успенского храма. Рядом с храмом располагались дом настоятеля, дворы садовника, четырёх псарей и трех сокольников, а также дворы местных крестьян — первых прихожан храма.
В 1677 году село Вешняково переходит младшей сестре Якова Никитича — княжне Марфе Никитичне — в приданое, когда её выдали замуж за князя Михаила Яковлевича Черкасского (ум. 1712). Её сын, князь Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742 гг.), был государственным канцлером при императрице Анне Иоанновне (1693–1740 гг.). Когда важные государственные события происходили в Москве, он задумал перестроить вешняковский храм, на что получил разрешение Святейшего синода. Архитектурный стиль северной столицы стал оказывать влияние и на московское зодчество.
В 1732–1734 годах колокольня претерпевает перестройку. Благодаря массивному укреплению появилась возможность в несколько раз увеличить общий вес колоколов. Мы не знаем, какими они были, но сохранившиеся дубовые балки и старинные кованые хомуты способны нести колокола весом в несколько тонн. Затем императрица Анна Иоанновна и её двор переезжает в Санкт-Петербург, и весь интерес князя-канцлера к перестройке вешняковского храма угасает. Он так и остаётся старым храмом с «новой» колокольней. Тогда же, в 1732–1734 годах, весь храм был оштукатурен и покрашен в бордовый цвет. На недавно открытом участке, где сохранились древние красочные слои, обнаружено девять слоёв охры и последние три слоя масляной краски. Так что можно представить, каким образом менялся внешний вид храма на протяжении трех с половиной столетий: от кирпичного, бордового, красного до изумрудно-зелёного, тёмно- и светло-желтого и, наконец, серо-голубого и белого к концу XIX века.
В 1743 году единственная дочь и наследница князя Алексея Михайловича Черкасского княжна Варвара Алексеевна выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, и село Вешняково возвращается в шереметевские владения. Граф Пётр Борисович в 40–50-х годах XVIII века затеял постройку летней усадьбы в Кусково. Один из главных проспектов начинался в усадьбе и заканчивался округлой площадью, в центре которой располагался вешняковский Воскресенский храм. Его колокольню в 1759 году граф увенчал высоким шпилем. В 1761 году заканчивается полный ремонт храма, теперь он значительно обновлён снаружи и внутри. На все храмовые престолы полагаются новые шелковые антиминсы, которые освятил высокопреосвященный Тимофей (Щербацкий), митрополит Московский и Севский. Во времена графа Дмитрия Николаевича Шереметьева (1803–1871 гг.) был восстановлен центральный иконостас верхнего храма. В 1848 году храм полностью расписан и заново освящён. Во 2-й половине XIX века храм привлекает внимание известных архитекторов своего времени. Было составлено несколько проектов перепланировки нижнего храма, в частности нижних галерей. В подвале левой галереи был оборудован калорифер (система отопления). В зимнее время по внутристенным каналам тёплый воздух поступал в различные помещения нижнего храма. В 1867 году с разрешения Преосвященного Леонида, епископа Дмитровского нижний храм значительно расширяется после включения в общий храмовый объём южной паперти. В это же время происходит обновление всей храмовой настенной живописи. В 1872 году в храм назначен настоятелем священник Константин Петрович Зверев (1846–1918 гг.). В 1880 году верхний храм полностью отреставрирован и заново освящён Преосвященным Амвросием (Ключаревым), епископом Дмитровским.
В 1888 году отреставрирован нижний храм, в котором был установлен новый иконостас из белого итальянского мрамора с золочёными металлическими узорчатыми Царскими вратами. Храм был освящён Преосвященным Михаилом (Крыловым), епископом Дмитровским. В 1903 году в нижней левой галерее храма сооружен и освящён придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Во времена лихолетья, 22 мая 1922 года, из нашего храма были изъяты чаши, сосуды, дарохранительница, кресты, ризы, большое Евангелие с дорогим окладом. 7 октября 1923 года настоятель храма протоиерей Иоанн Василевский был рукоположен св. патриархом Тихоном во епископа Бронницкого, викария Московской епархии.
Владыка Иоанн продолжал жить и служить в Вешняках. После тяжелой продолжительной болезни он скончался 4 марта 1931 года. Отпевали владыку Иоанна в нашем храме. Возглавил заупокойное богослужение митрополит Сергий (Старогородский). Высокопреосвященному владыке Сергию наш вешняковский храм пришелся по душе, и вскоре в нём были рукоположены три новых епископа.
17 мая 1931 года совершена хиротония архимандрита Павла Чистякова во епископа Новогоржского; 14 июня — архимандрита Иннокентия Клодетского во епископа Белгородского, викария Курской епархии; 21 июня — митрофорного протоиерея Николая Петровича Никольского, в монашестве Никифора, во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Он был закрыт решением исполкома Московского обл. совета от 13 сентября 1940 года (Решение № 1104/3 ЦГАМО фонд 21, Оп. 1, Дело 2037, Лист 193). Примечательно, что в советских документах наш храм именуется уже не храмом Воскресения Христова, а храмом Воскресения Словущего (праздник построения в IV веке и освящения христианского Воскресенского храма в Иерусалиме). Кем, как и когда произведена эта подмена, пока неизвестно.
Во время Великой Отечественной войны в храме устроили военный склад, мастерскую по ремонту танковых двигателей, затем столовую, конюшню. Иконы были собраны на колокольне, которая, конечно, не имела условий для их хранения, и некоторые иконы погибли от сырости и перепадов температуры. Часть церковной утвари сохранили сами прихожане, жители деревень Выхина и Вязовки, которые после открытия храма постарались всё вернуть. А сам храм был возвращен верующим после окончания войны, и первая служба состоялась в нижнем Успенском храме 25 января 1947 года, в день празднования памяти святой мученицы Татианы.
С тех пор эта святая особо стала особо почитаться в нашем храме, а при настоятеле Преосвященном епископе Никоне (Миронове) в её честь был сооружён и освящён приставной престол в алтаре нижнего храма. В 1948 году в верхнем храме Воскресения Словущего восстановлен правый придел святителя Николая, а левый придел освящён в честь пророка Илии. Но почитание памяти св. ап. Иакова в нашем храме сохранено. В честь него в 2005 году был сооружен и освящён приставной престол в алтаре верхнего храма. Восстановление храма после его возвращения Церкви возглавил настоятель отец Николай Фрязинов (с 1946 по 1962 гг.). С 1962 года по 1970 гг. настоятелем храма был отец Павел Христофорович Максимов, а старостами — братья Александр и Андрей Максимовы. Немало стараний и труда, любви и веры проявили эти люди для возрождения святыни. Их усердие было отмечено Патриаршими наградами.
В 1970-х годах в храме трудился известный художник Анатолий Тимофеевич Силин. Им был полностью поновлен центральный алтарь верхнего храма. Так же им были написаны иконы для временного иконостаса придела прп. Сергия Радонежского. В 2003 году при настоятеле Преосвященном Никоне (Миронове) начинается ремонт храма. Укрепляется фундамент, крыша покрывается медью, проводится полное обновление храмовой живописи. Тогда же был отлит новый набор храмовых колоколов. 17 июля 2013 года настоятелем назначен Высокопреосвященнейший Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский. В 2014 году был изготовлен венец из драгоценных металлов, камней и жемчуга к чтимой Иверской иконе Божией Матери. Летом того же года очищены росписи центрального верхнего храма, установлена подсветка и звуковое оснащение верхнего и нижнего храма. И сегодня история нашего храма продолжается...